

Частное общеобразовательное учреждение
«Школа имени святителя Тихона Задонского»
Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность ?
Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность складывается из нескольких составляющих:
-
Читательская — чтение и понимание текста (в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса);
-
Математическая — не только расчеты, но и логичность, структурность мышления;
-
Естественно-научная — умение объяснять различные явления с научной точки зрения, использовать исследовательские методы;
-
Финансовая — умение принимать разумные финансовые решения;
-
Креативное мышление — способность предложить нестандартный и творческий выход из ситуации;
-
Компьютерная грамотность - взаимодействие с электронными сервисами, поиск, анализирование и сегментирование информации в интернете;
-
Глобальные компетенции — умение мыслить широко, адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать коммуникативные навыки.
Соответственно, на уроках литературы в большей степени развивается читательская грамотность, алгебры и геометрии — математическая, географии, биологии, химии, физики — естественно-научная и т.д. Но при этом невозможно, например, решить задачу, если неправильно прочитать ее условие и не понять смысл или неправильно выполнить арифметические вычисления.
Поэтому гармоничное развитие функционально грамотного ученика можно реализовать только через взаимосвязь всех школьных предметов в образовательном процессе.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
-
успешно решает разные бытовые проблемы;
-
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
-
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
-
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Документы
-
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
-
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Методические рекомендации


Адрес: 155900, Ивановская обл., г. Шуя, ул. Зинаиды Касаткиной, 2
Телефон: 8 (49351) 4-10-48 Электронная почта: shkola_shuya@mail.ru