Красота русского дома

 

"ДОМОСТРОЙ" - ВЕЛИКАЯ КНИГА РУССКОЙ ЖИЗНИ

Как построить крепкую и счастливую православную семью? Как вырастить своих детей верующими, здоровыми и послушными? Что делать, чтобы родители жили долго и не болели? Как прожить всю жизнь в достатке? Согласитесь, эти вопросы волнуют нас до сих пор. И мы постоянно ищем ответа. Между тем, все ответы уже давно найдены, осталось только открыть и прочитать «Домострой».

Что такое «Домострой»

«Домострой» был написан в конце XV – начале XVI вв. Это, прежде всего, домашний устав православного христианина, книга о том, как угодить Богу и спастись, живя в миру, а также сборник полезных советов и наставлений на все случаи жизни: от правил поведения в церкви до кулинарных рецептов. По словам историка, это описание «обихода в форме чинного, строгого, размеренного, нередко сурового, но всегда последовательно проведенного ритуала, в рамках которого жизнь протекала, как по нотам, по раз навсегда составленному и освященному вековым обычаем расписанию». Авторство «Домостроя» приписывается московскому священнику, клирику Благовещенского собора протопопу Сильвестру, наставнику юного царя Иоанна Грозного. «Домострой» состоит из 67 глав, которые разделены на три части. В первой, повествующей «о духовном строении», излагаются догматы веры, правила приходской жизни, нормы поведения с лицами духовного звания и властями и т.д. Во второй, «о мирском строении» изложено, как жить в мире и согласии со своими близкими. В третьей, «о строении домовном» даются практические житейские советы, как вести хозяйство, делать запасы, принимать и угощать гостей.

О хранении веры

Прежде всего, «Домострой» четко описывает духовную сторону жизни русского человека и наставляет твердо и непоколебимо «веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и в крест Христов, и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всяким честным и святым мощам», потому что вся жизнь человека зависит от того, насколько он сможет угодить Богу и тем стяжать Божию благодать. Православным христианам дается подробное и обстоятельное указание, как вести себя в храмах, монастырях, со священниками и монахами, как приступать к Таинствам, держать посты и соблюдать праздники.

О семейной жизни

В «Домострое» запечатлен характерный для русского человека иконографический образ жизни: жить как будто икону писать: сохраняя в себе образ Божий, очищать душу и тело от всякой скверны, от всякого греха, превратить свою жизнь в непрестанное богослужение,  благодарение Богу. Православие для русского человека минувших времен – это не сумма религиозных догматов, а образ жизни. Научиться жить по Евангелию, по заповедям Божиим – вот главная цель жизни, поэтому практически каждое положение "Домостроя» аргументировано ссылками на тексты Священного Писания. Семья мыслилась как малая церковь, поэтому дом Божий – храм был созвучен дому семейному – хоромам. Что в храме – алтарь, то в доме – красный угол. В храме – Бог, в семье – отец. Храм – это островок Божиего Царства на земле, а семья – прообраз  Рая. И во всем – чин, порядок и ритуал, потому что все это угодно Богу. Государство, Церковь и семья неразрывно связаны. 

О муже и хозяине

Мужчина – это государь в семье, он муж, глава и хозяин. Он – ответственный перед Церковью и государством блюститель стабильности семьи, ее духовного и материального благополучия. Семья для мужчины – это его общественная и политическая миссия, специальное государственное «тягло» как мужа и отца.  Быть мужем, отцом и хозяином – это прежде всего, огромная ответственность! За всех чад и домочадцев отец семейства несет ответственность, прежде всего, перед Богом. Быть женатым означало стать серьезным и мудрым. В Великом Новгороде, например, неженатых мужчин не пускали на вече: как может человек руководить государством, если он не знает, как руководить семьей? И если у человека неполадки в семье, то и в обществе к его мнению никто прислушиваться не будет. Чтобы содержать свою семью в чистоте, а дом в порядке, главе семейства необходимо было проявлять строгость в отношениях с детьми, женой и слугами и требовать от них безоговорочного подчинения. В противном случае, дом погибнет из-за отсутствия твердого руководства – нравственного и хозяйственного, а домохозяина постигнет разорение как заслуженная кара за неисполнение присущих его званию обязанностей.

О месте и роли женщины

По «Домострою», если муж – это государь, то жена – государыня, второй человек в семейной иерархии, опора мужа, а не бесправная рабыня, как принято считать: «Хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней. За жену хорошую мужу хвала и честь». Жена должна быть доброй, трудолюбивой, во всем покорной воле своего супруга: «Жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу, а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению…»

О воспитании детей

Изложенные в «Домострое» идеи воспитания очень человечны, мудры и современны. Дети – это не просто продолжатели рода и хранители отцовских заветов, они – наследники Небесного Царствия. Поэтому и система воспитания на Руси строилась, исходя из двух главных целей – воспитать достойных наследников семейного состояния и достойных граждан Небесного Иерусалима, научить любить Отца Небесного и почитать отца земного. «Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку». Вера в Бога и жизнь по заповедям – это главное условие благополучного существования, поэтому детей рано приучали к молитве и богослужению. Любовь – это, безусловно, главное средство воспитания, но она должна быть не слепой и эгоистичной, а разумной и мудрой. Ребенок должен сызмальства понимать свое место в семейной иерархии, где главным человеком является отец и именно его слово – закон. Поэтому о потакании детским капризам не могло быть и речи, ребенок никогда не возводился в положение маленького семейного царька, вокруг которого угодливо суетятся мамки и няньки. К тому же многодетность четко ограничивала свободу каждого ребенка, приучая его считаться, прежде всего, с интересами других детей, а не привлекать все внимание к себе.

О хозяйстве

Содержать дом, вести хозяйство – мудреная наука. «По приходу и расход» – вот главная экономическая заповедь «Домостроя»: «Всякому человеку, богатому и бедному, великому и малому, разобраться в своем хозяйстве, распределив по добытку и промыслу, и по своему достатку». Кстати, само слово «домострой» представляет собой кальку с древнегреческого «экономия». Поэтому сейчас мы бы сказали, что «Домострой» учил экономить: осуждал расточительность и призывал к бережливости. Из всякого предмета домашнего обихода, говорится в нем, нужно уметь извлечь как можно больше пользы. У бережливого хозяина ни одна вещь не должна пропадать даром, а к покупкам следует прибегать лишь в случае крайней необходимости, до последней возможности обходясь собственными «остатками и обрезками». Главный принцип «Домостроя» – принцип религиозного хозяйства, когда все, что происходит в доме, совершается во славу Божию.

***

Идеалы «Домостроя» долгие годы оказывали влияние на традиционную семью в России. И семьи были большими, дружными и крепкими. К счастью, принципы жизни «по Домострою» постепенно возвращаются в нашу жизнь, а значит есть надежда, что праведная жизнь, чистота помыслов и совести, поддержание гармоничных отношений с окружающими станут для нас такими же непреходящими ценностями, какими они были для наших мудрых и благочестивых предков. 

 

Частное общеобразовательное учреждение 

«Школа  имени святителя Тихона Задонского»

155900, Ивановская обл., г. Шуя,

 ул. Зинаиды  Касаткиной, 2

ЧОУ "Школа имени святителя

Тихона Задонского"

Телефон: 8 (49351) 4-10-48

Электронная почта: 

      shkola_shuya@mail.ru

© 2015 ЧОУ "Школа имени святителяТихона Задонского"

Разработчик сайта: ООО "Консультант-Шуя"