«ОТКРЫТЫЕ» УРОКИ

В течение ноября практически все учителя нашей школы дали открытые уроки по своим предметам, чтобы в очередной раз поделиться методическим опытом.

АРХИМЕД НА ВСЕ ВРЕМЕНА

(урок геометрии в 11 классе)

Чей портрет неизменно украшает кабинеты математики? На чьём памятнике вместо эпитафии выгравированы цилиндр и шар? Кто определил, что такое число π и рассчитал его значение? Конечно, Архимед. Этому древнегреческому учёному принадлежат практически все геометрические открытия, в том числе, касающиеся цилиндра, который стал темой урока математика Ирины Владимировны Белкиной 10 ноября. На этом занятии было много наглядности: различные предметы, имеющие в своей структуре цилиндр – питьевые кружки, малярные валики и даже фотография шуйской важни – весового павильона, крыша которого покоится на цилиндрических колоннах. Ученицы активно отвечали на все вопросы преподавателя, решали задачки у доски, разбирали примеры с места и тем самым доказали, что являются достойными наследниками Архимеда.


РЕКИ – НАШЕ ВСЁ!

(урок географии в 8 классе)

Молодой учитель географии и биологии Сергей Михайлович Никитин – личность незаурядная. С экологическими экспедициями он объехал полстраны, и везде вёл фото- и видеосъёмку, которую с удовольствием показывает на своих уроках. 16 ноября ученицы 8 класса, под руководством Сергея Михайловича, продолжили изучение климата нашей планеты и сосредоточились на теме внутренних вод и водных ресурсов. Оказалось, что эта географическая тема тесно связана с другими областями знаний. С литературой – сколько рек воспето поэтами, например, А.С.Пушкиным, которого процитировал педагог; с изобразительным искусством – на доске появились репродукции волжских пейзажей И.И.Левитана; с историей – Сергей Михайлович рассказал, какую огромную роль сыграли реки во время Великой Отечественной войны, став непреодолимой преградой для фашистов. Даже название нашей страны, по одной из версий, происходит от названия реки Рось, притока Днепра. Во время урока ученицы работали у доски с географической картой, отвечали на вопросы с места, сами задавали вопросы друг другу, пользовались интерактивной доской и сами были очень активны.


«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

(урок математики в 8 классе)

Галина Борисовна Неглядимова – педагог по математике с огромным стажем. Поэтому неудивительно, что, объясняя 16 ноября ученицам сложную тему «Выведение арифметического корня из произведения и дроби» она смогла так умело повернуть дело, что девочки всё делали сами: сами определили тему урока и сформулировали его цели, сами доказывали теоремы, сами вывели свойства квадратного корня, сами называли главные оперативные термины. Методически грамотно был реализован план занятия: в форме игры «Сильное звено» повторили пройденный материал и «проложили мостик» к новому, работали и в группах, и в парах и индивидуально, выполняли задания в тетрадях и на карточках. В итоге выяснилось, что посредством этого урока ученицы уже включились в подготовку к ОГЭ, который им предстоит сдавать в следующем году.


ВСЕМ ДОСКАМ ДОСКА!

(урок математики в 6 классе)

16 ноября урок математика Галины Леонидовны Патреевой в 6 классе был посвящен теме вычисления процента от чисел. И главным помощником учителя и союзником учениц в преодолении сложностей математической науки была интерактивная доска. Чего она только не умеет! На ней можно писать, рисовать, рассматривать картинки, строить графики, смотреть фильмы, показывать презентации. Поэтому девочки с большим удовольствием работали у доски: решали примеры, разбирали задачи, а учитель всегда готова помочь: посоветует, направит, подскажет, объяснит трудные случаи.


ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ

(урок русского языка в 7 классе)

Различению отглагольных прилагательных и причастий учились в 7 классе на уроке русского языка молодого педагога Анны Александровны Маслобойщиковой 17 ноября. Сложная теоретическая тема далась нелегко всем. Девочки старались не подвести своего учителя, но временами сбивались и путались. Всё-таки сложно молча отсидеться на уроке, когда в классе всего три человека! Но элементы игры, использованные Анной Александровной в начале урока, хорошо систематизированный наглядный материал, фронтальные и экспресс-опросы помогли сосредоточиться. Великий и могучий русский язык требует большого упорства и кропотливого труда, не только от учеников, но и от учителей.

РЕЖИМ: ПРОСНУЛИСЬ И БЕЖИМ

(урок физкультуры в 5 и 10 классах)

Может ли девочка быть «ласточкой»? Конечно, если «ласточка» – это акробатическая фигура. А еще «мостик», кувырок через голову, стойка на лопатках – всё, чем занимались на уроке физкультуры 17 ноября ученицы 5 и 10 классов под руководством учителя Софьи Алексеевны Шанкулашвили. После построения и разминки все дружно приступили к исполнению гимнастических упражнений, за которыми последовала эстафета «Бег с мячом» и две подвижные игры, зарядившие девочек энергией и хорошим настроением на целый день. Упражнение с обручами под лирическую мелодию помогло восстановить дыхание, а заключительное построение – сосредоточиться на том, что впереди ещё уроки.

ОТ ГВОЗДЕЙ ДО КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

(урок химии в 9 классе)

В Индии, недалеко от Дели стоит огромная колонна из чистого железа. И, несмотря на свой почтенный возраст (несколько тысяч лет) и влажный субтропический климат, на ней нет ни пятнышка ржавчины. Как такое может быть, разбирались 18 ноября ученицы 9 класса на уроке химии у Татьяны Григорьевны Вишневской. В рамках темы «Металлы», уже изучив алюминий, девочки приступили к тесному знакомству с железом: определяли расположение этого элемента (Fe) в Периодической таблице, устанавливали его химические свойства и условия взаимодействия с другими веществами. Решали у доски химические уравнения, зачитывали определение понятий и легко справлялись со сложными химическими формулами. Оказывается, железо – один из самых распространенных металлов на земле и используется повсеместно: от гвоздей до космических кораблей. А почему та самая колонна до сих пор не проржавела – чудо, которое химики объяснить не могут.


УЛЕТЕЛИ НА ЮГ ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

(урок русского языка в 5 классе)

Учитель русского языка Ольга Юрьевна Кашинцева 18 ноября объясняла пятиклассникам важную тему – «Однородные члены предложения». Несмотря на сложность теоретического материала, девочки старательно отвечали на наводящие вопросы педагога и сами смогли сделать некоторые выводы. Разбирали примеры-предложения, рисовали к ним схемы, записывали и заучивали определение основного понятия и, наконец, выявляли его главные признаки. Ученицы с большой охотой занимались русской грамматикой, что вполне закономерно: под руководством Ольги Юрьевны даже сложные языковые случаи складываются в стройную систему. А героями всех лингвистических упражнений оказались перелётные птицы, которые поволновались-посуетились да и улетели в тёплые страны.


КУРС ВЫЖИВАНИЯ

(урок ОПВ в 6 классе)

18 ноября ученицы 6 класса продолжили вместе с учителем м. Иоанной (Сизиковой) читать ветхозаветную книгу Бытия. Изученные ранее темы «Сотворение мира», «Адам и Ева» повторили, выполнив небольшую письменную работу и отвечая у доски. А затем последовала интересная презентация о всемирном потопе, которую м.Иоанна сопроводила подробными и очень познавательными пояснениями. И подумалось: какое счастье выпало этим детям, которым в школе, помимо обычных предметов, преподают церковные дисциплины, внушая правильные, православные представления о Боге, и учат строить свою жизнь по святым евангельским заповедям, которые во взрослой жизни не дадут утонуть в бурном житейском море.


ЧТОБЫ ЛОЖЬ НЕ ПОДВЕЛА

(урок русского языка в 6 классе)

«Путешествие по железной дороге» вдоль просторов русской грамматики совершили 19 ноября ученицы 6 класса. «Машинистом» паровоза и одновременно «стрелочником» был опытный педагог Любовь Олеговна Малышева. На каждой «станции» девочки повторяли какой-либо элемент морфологического разбора имени существительного: склонение, род, число, синтаксическую роль. Начав с традиционной лингвистической пятиминутки, активно выполняли упражнения из учебника, работали у доски, писали словарный диктант, составляли схемы предложений. Удивительно, как Любовь Олеговна умеет связать с христианской моралью даже грамматическое явление. Например, ошиблась ученица, написав слово «ложь» без мягкого знака – подвела её «ложь». Так и в жизни: чтобы ложь не подвела, будь честен с собой и с окружающими.

PERPETUUM MOBILE

(урок физики в 8 классе)

Что такое «perpetuum mobile», можно узнать, если посетить урок физики в 8 классе. Тема занятия 19 ноября звучала так: «Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели». Учитель Ольга Васильевна Смолина построила свой урок, как всегда, очень интересно, используя самые разнообразные методы работы: фронтальный опрос по пройденному материалу, письменные индивидуальные задания и даже игру на смекалку. Но самым интересным для девочек было воочию увидеть модель двигателя внутреннего сгорания. Наши предки, впрочем, как и некоторые современники, не оставляют попыток изобрести «вечный двигатель» – perpetuum mobile как генератор постоянной, непрекращающейся энергии. К сожалению, наукой доказано, что изобрести такой двигатель невозможно. Зато возможно хорошо знать физику, чтобы понимать, по каким физическим законам существует мир, который Господь создал для нашего спасения.


КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ И КРУТОЙ ПОВОРОТ

(урок истории в 7 классе)

«Коренной перелом и крутой поворот» – это одно из определений революции. 20 ноября на уроке истории Михаила Викторовича Кувшинова в 7 классе речь шла о западноевропейской религиозной революции – Реформации. Девочки отвечали на вопросы учителя, выполняли письменный тест, ориентировались в исторических картах, знакомились с биографиями исторических личностей того времени и рассматривали их портреты. Ланкастеры, Йорки и Тюдоры; Кровавая Мери, Мартин Лютер и Генрих Наваррский – знать эти имена нужно не только для того, чтобы отбиться от вопросов преподавателя, но и для того, чтобы понять: история учит избегать революций, особенно, в умах.


ПО ХОЗЯЙСТВУ

(урок обществознания в 5 классе)

О том, как жили наши предки, интересно знать не только детям, но и взрослым, потому что многое, чем мы владеем сейчас, досталось нам из прошлого. Историк Юлия Владимировна Быкова, человек увлеченный и неравнодушный, с воодушевлением познакомила пятиклассниц с хозяйственной жизнью древних русичей. На уроке 20 ноября не было ни минутки праздной: читали притчу, составляли схему, работали по карточкам, слушали объяснение нового материала, разбирались с заданиями из учебника. И при этом – с неподдельным интересом и большим желанием. А разницу между бережливостью как добродетелью и скупостью как грехом Юлия Владимировна объяснила на примере гоголевского Плюшкина. А дальше сами – читаем «Домострой».


КТО УМЕЕТ БИТЬ БАКЛУШИ?

(урок ИЗО в 5 классе)

Урок рисования в 5 классе педагога Светланы Львовны Цветковой 23 ноября был посвящен хохломской росписи по дереву и назывался «Золотая хохлома». Светлана Львовна очень интересно рассказала об истории этого промысла, демонстрируя девочкам различные предметы деревянной хохломской посуды, а также о главных приемах росписи. Только три цвета используют мастера из Хохломы: красный, черный и золотой. В рисунке используется, в основном, растительный орнамент: ягоды, листья, травинки, но можно встретить и птичек, курочек, рыбок. На Руси детей сызмальства приучали «бить баклуши» - т.е. вырезать деревянные заготовки для ложек. Потренировавшись выписывать отдельные элементы хохломского рисунка на специальных табличках, пятиклассницы принялись сами расписывать картонные заготовки. Ох, и увлекательное это дело – расписывать ложки под звуки задорной «Камаринской»!


ЛЮБОВЬ И ЖИЗНЬ

(урок литературы в 9 классе)

25 ноября на уроке литературы ученицы 9 класса знакомились с темой любви в творчестве А.С.Пушкина. Биографии возлюбленных великого поэта, которых уместнее назвать «музами», поскольку они вдохновляли его на прекрасные стихи, представляли сами ученицы, следуя за учителем Анной Александровной Маслобойщиковой, представлявшей материал как последовательный ответ на вопрос, что такое любовь. Екатерина Бакунина, Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Оленина, Анна Керн сыграли в жизни Пушкина огромную роль и самим своим существование доказали, что любовь даёт человеку возможность жить и жить счастливо, даже если эта любовь безответна. Молодому педагогу удалось показать высоту и глубину чувств поэта и вывести своих учениц на новое осмысление великой темы любви.

Частное общеобразовательное учреждение 

«Школа  имени святителя Тихона Задонского»

155900, Ивановская обл., г. Шуя,

 ул. Зинаиды  Касаткиной, 2

ЧОУ "Школа имени святителя

Тихона Задонского"

Телефон: 8 (49351) 4-10-48

Электронная почта: 

      shkola_shuya@mail.ru

© 2015 ЧОУ "Школа имени святителяТихона Задонского"

Разработчик сайта: ООО "Консультант-Шуя"